Если психика подростка не справляется с нахлынувшими задачами, возникают проблемы, которые лежат на поверхности - непослушание, грубость, негативизм по отношению к взрослым, нонконформизм (стремление все делать наперекор), бравада своей независимостью, приверженность материальным интересам, сверхценное отношение к мнению сверстников, принадлежности к подростковой группе, своему внешнему виду.
При любых несоответствиях собственных представлений об окружающем у ребенка возникает эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, протестные формы реагирования и даже девиантное (отклоняющееся) поведение. Подросток начинает конфликтовать, прогуливать школу, курить, употреблять алкоголь или психоактивные вещества, уходить из дома, стремится выглядеть ярко и необычно. Как следствие, ребенок может подвергаться буллингу, уходить в виртуальный мир, общаться с компаниями принимающих его, в том числе асоциальных, подростков, чрезмерно рано стремиться к интимным отношениям.
Если ребенок успешно учится в школе, имеет друзей, строит планы на будущее, выбирает будущую профессию и стремится к ней, имеет интересы, выглядит адекватно и не совершает асоциальных действий, но при этом вспыльчив, иногда ссорится с окружающими, пытается отстоять свою позицию, но прислушивается к взрослым, скорее всего мы имеем дело с нормально протекающим пубертатным периодом.
О патологических его формах нужно задумываться в следующих случаях:
- Ребенок не может установить контакт со сверстниками, они не принимают его в свою среду;
- Ребенок не хочет общаться со сверстниками, считает их всех «глупыми», недостойными его общения;
- Ребенок постоянно погружен в интернет, общается только с виртуальными друзьями;
- Для подростка не существует авторитетов среди родителей и учителей;
- Внешний вид носит вычурный характер, не соответствующий социально принятым нормам;
- У подростка нет увлечений, он ничем не интересуется, ничего не хочет, не строит планов, не задумывается о будущей профессии;
- Ребенок прогуливает школу и кружки;
- Вызывающее поведение является социально неприемлемым;
- Подросток убегает из дома;
- Совершает кражи, угоны автомобилей и другие противоправные действия;
- Употребляет алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества;
- Поведение ребенка резко изменилось, его характер стал другим;
- Подросток большую часть времени проводит в одиночестве;
- Подросток почти все время проводит в компании подростков, пренебрегая учебой и разумными требованиями родителей.
Причины патологически протекающего пубертатного периода могут быть разными – от социальных до медицинских:
- Медицинские;
- Психическое расстройство;
- Социальные;
- Затрудненная адаптация (в новом коллективе, в новых условиях пребывания);
- Напряженные семейные отношения;
- Педагогическая запущенность;
- Буллинг со стороны сверстников;
- Особенности характера;
Выраженные черты заложенного при рождении характера усиливаются в кризисные периоды жизни, в том числе в подростковом возрасте.
В случаях отсутствия психического расстройства помочь родителям в восстановлении нормального поведения и социального взаимодействия может психолог или психотерапевт. В этих случаях часто требуется вовлеченность родителей в процесс психокоррекции, их поддержка, принятие своего ребенка. В некоторых случаях, при наличии на то медицинских показаний, целесообразно назначение лекарственных препаратов врачом-психиатром, что в значительной мере улучшает эмоциональное состояние подростка и следующие за ним социальные проблемы.