Получая удовольствие от насилия, преступник хочет оставить память о совершенном деянии, и поэтому иногда сохраняет то, что может ему напомнить о «приятных» моментах – вещи и части тел жертв, которые может размещать в виде своеобразного «алтаря». Маньяки-каннибалы могут использовать в пищу мясо жертв.
Выбор типа жертв обычно связан с переживанием какого-либо негативного опыта или обусловлен стремлением «наказать» какую-либо социальную категорию – проституток, наркоманов, представителей какого-либо другого сообщества. Нередко выбор жертвы вырастает из детских переживаний – маньяк стремится «наказать» всех, кто похож на обижавшую его в детстве мать или бабушку.
У большинства маньяков садистские наклонности проявляются в детстве, они любят мучить животных, склонны к поджогам. Надо сказать, что в обычной жизни эти люди часто не обращают на себя внимания, работают, имеют семью. Умело маскируясь и пряча следы преступлений, они долгие годы совершают свои деяния, не попадая в поле зрения правоохранителей.
Вот некоторые примеры.
Сергей Головкин («Фишер») рос изгоем среди других детей, в 15 лет его избили сверстники, после чего он возненавидел всех подростков и впоследствии нападал, насиловал и убивал только мальчиков. Он оборудовал гараж под свои цели – развесил крюки, пилы, топоры и ножи, сделал там яркое освещение.
Александр Пичушкин («Битцевский маньяк») сначала расправлялся с алкоголиками, бомжами и инвалидами, считая, что они не имеют права на жизнь. Позже он переключился на собственных знакомых, что пояснил на суде так: «Убивать знакомых особенно приятно». Среди жертв Пичушкина 46 мужчин и 3 женщины. Одна из цитат маньяка: «Мне нужно было больше эмоций. Мне нужно было видеть, как все наступало».
Геннадий Михасевич («Витебский душитель») убивал симпатичных женщин. На допросе он пояснил, что в юности был безответно влюблен и даже хотел повеситься, но передумал и решил: «Зачем же я буду давиться из-за бабы, лучше сам какую-нибудь удавлю». После преступлений он испытывал «душевное облегчение».
Михаил Попков («Ангарский маньяк») стал убивать женщин после измены жены, он «мстил» проституткам и женщинам, которых предлагал подвезти, считая, что они «сами виноваты, что садились в машину».
Мотивы этих и других преступлений маньяков всегда патологичны, сами они нередко страдают сексуальными отклонениями. Так что же это – болезнь или особенность поведения? Конечно, преступления совершают люди и с психическими расстройствами, и без таковых. Психически здоровый человек всегда имеет четкий, понятный мотив, он может контролировать свое поведение, понимает вред, который он наносит другим людям, сопереживает им. Маньяки же не испытывают никаких угрызений совести, никогда не жалеют о содеянном, считают, что имеют право на то, что они совершили, ставят получение собственного удовольствия в приоритет перед жизнями других людей. Это говорит о холодности, об атрофированной, неполноценной эмоционально-волевой сфере этих людей, что является психическим отклонением. Стереотипное поведение также является признаком многих психических расстройств.
При психиатрических обследованиях у большинства маньяков выявлялись особенности, характерные для шизофрении (у данного заболевания существует множество разнообразных форм). Многие преступники из данной категории были признаны невменяемыми и направлены на принудительное лечение.